Управление внутренних дел минского облисполкома
Управление внутренних дел минского облисполкома Карта сайта

Новости / Новости, акции, мероприятия, события


17.07.2017 Изменения в законодательстве по вопросам вынужденной миграции

 

Одной из глобальных проблем, стоящих перед человечеством, как в прошлом, так и в настоящем тысячелетии, является проблема беженцев. Не только войны, но и межнациональные и общинные конфликты, политическая и культурная нетерпимость, экономические трудности и экологические катастрофы могут служить виной тому, что обычный человек становится беженцем, который вынужден покинуть место своего проживания вследствие угрозы его жизни и отправиться искать защиту и убежище в других государствах.

В Республике Беларусь создано правовое поле, позволяющее защищать законные права и интересы мигрантов и беженцев. Закон Республики Беларусь «О беженцах» номинально вступил в силу с 1 июля 1995 года. Первые иностранцы, признанные беженцами, появились в нашей стране в мае 1997 года.

В настоящее время на территории Минской области проживает 84 иностранца, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь и 176 иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь. В текущем году с ходатайствами о предоставлении защиты обратились 36 иностранцев.

С 1 июля текущего года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам вынужденной миграции». В его рамках корректировке подверглись некоторые законодательные акты, в том числе и Закон «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь».

Предусмотренные ранее законодательством две процедуры по рассмотрению ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, а также заявления о предоставлении убежища теперь объединены в единую процедуру, что поспособствует сокращению срока рассмотрения ходатайств о защите, а также период нахождения иностранцев в стране в два раза.

Новой редакцией Закона напрямую предусмотрено, что иностранцы, которым предоставлен статус беженца или убежища в Республике Беларусь, имеют такие же права на медицинское обслуживание, как и граждане Республики Беларусь, то есть могут получать бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения. Ранее они пользовались правом на медицинское обслуживание наравне с иностранцами, постоянно проживающими на территории республики, которым медицинская помощь оказывалась, как правило, на платной основе.

Иностранцы, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца, убежища или дополнительной защиты, и те, кому предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, в целях реализации прав на медицинское обслуживание, судебную защиту, поселение, получение образования и трудоустройства в качестве документов, удостоверяющих их личность, вправе предъявить свидетельство о регистрации ходатайства о защите или свидетельство о предоставлении дополнительной защиты.

Также введены новые положения по вопросам, не урегулированным ранее. В частности, определен порядок организации работы с гражданами других государств, одновременно массово прибывшими на территорию Республики Беларусь и изъявившими желание ходатайствовать о защите.

Регламентирован порядок обращения с ходатайствами о защите иностранцев, находящихся в процедуре экстрадиции и тех, кто находится в пункте пропуска через государственную границу и не имеет права на въезд на территорию республики, а также порядок обращения с новым ходатайством о защите. В частности новое ходатайство о защите не принимается к рассмотрению в течение трех лет после принятия решения по ранее поданному ходатайству, если не возникли новые основания для предоставления иностранцу статуса беженца или дополнительной защиты.

Ряд изменений и дополнений направлен на совершенствование процедуры рассмотрения ходатайств о защите. Установлены критерии по которым ходатайства о защите признаются явно необоснованными или носящими характер злоупотребления.

Ходатайства о защите являются явно необоснованными, если иностранец, ходатайствующий о защите:

указал в ходатайстве о защите иные основания, чем предусмотренные для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты;

не привел никаких сведений об основаниях, предусмотренных для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты;

сообщил неправдоподобные или противоречивые сведения, имеющие значение для принятия решения по ходатайству о защите;

прибыл из безопасной страны;

имеет статус беженца или иную форму защиты в третьем государстве и может воспользоваться защитой этого государства.

Ходатайство о защите носит характер злоупотребления, если иностранец, ходатайствующий о защите:

умышленно вводит в заблуждение уполномоченные государственные органы Республики Беларусь по вопросам идентификации своей личности, государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, обстоятельствам прибытия в Республику Беларусь, обстоятельствам, послужившим основанием для выезда иностранца из государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, или не отвечает на вопросы либо уклоняется от ответов на них;

предъявил поддельные или подложные документы для выезда за границу либо иные документы и материалы, имеющие значение для принятия решения по ходатайству о защите, выдавая их за подлинные, и не привел правдоподобных объяснений причин их использования;

умышленно уничтожил документы для выезда за границу либо иные документы и материалы, имеющие значение для принятия решения по ходатайству о защите;

не предъявил документы для выезда за границу либо иные документы, подтверждающие его личность, и не представил правдоподобных объяснений причин их отсутствия;

имел возможность обратиться с ходатайством о защите, но без уважительных причин не подал его ранее либо подал его только после задержания органами пограничной службы Республики Беларусь за незаконное пересечение Государственной границы или незаконное пребывание на территории Республики Беларусь либо органами внутренних дел Республики Беларусь за незаконное пребывание на территории Республики Беларусь или на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи;

обратился с ходатайством о защите с целью избежать выдворения за пределы Республики Беларусь.

Такие ходатайства рассматриваются в ускоренном порядке в течение 30 дней со дня регистрации данного ходатайства, в то время как рассмотрение ходатайства о защите в общем порядке осуществляется в течение шести месяцев.

Также определены случаи, когда ходатайства о защите, рассматриваемые в общем порядке, могут быть рассмотрены в ускоренном порядке. Такой порядок применяется если иностранец, обратившийся с ходатайством о защите:

 сообщил неправдоподобные или противоречивые сведения, имеющие значение для принятия решения по ходатайству о защите;

прибыл из безопасной страны;

имеет статус беженца или иную форму защиты в третьем государстве и может воспользоваться защитой этого государства;

при рассмотрении ходатайства о защите умышленно вводит в заблуждение уполномоченные государственные органы Республики Беларусь по вопросам идентификации своей личности, государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, обстоятельствам прибытия в Республику Беларусь, обстоятельствам, послужившим основанием для выезда иностранца из государства гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства, или не отвечает на вопросы либо уклоняется от ответов на них;

предъявил поддельные или подложные документы для выезда за границу либо иные документы и материалы, имеющие значение для принятия решения по ходатайству о защите, выдавая их за подлинные, и не привел правдоподобных объяснений причин их использования; умышленно уничтожил документы для выезда за границу либо иные документы и материалы, имеющие значение для принятия решения по ходатайству о защите.

Как указывалась выше, данная норма Закона позволит сократить срок пребывания в Республике Беларусь иностранцев, злоупотребляющих процедурой предоставления одной из форм защиты, с шести месяцев до одного месяца.

Следует отметить, что на лиц, ходатайствующих о защите, а также получивших одну из форм защиты в случае совершения ими, преступлений, административных или иных правонарушений распространяется ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь наравне с иными гражданами. Таким образом, следует подчеркнуть, что новая редакция Закона обеспечивает реализацию предоставляемых прав и обязанностей для таких категорий, как иностранцы, ходатайствующие о предоставлении защиты, а также тех, кому предоставлена одна из форм защиты в нашем государстве.

 

 

 Юрий Бразинский,
заместитель начальника УГиМ
УВД Минского облисполкома 


Перейти к полному списку »
В начало
Карта сайта